У человека случился инсульт и его доставили в неврологическое отделение Регионального сосудистого центра. Чем на этом этапе ему может помочь медицинский психолог?
В результате инсульта нередко нарушаются высшие психические функции мозга – внимание, память, мышление, речь, целенаправленность движений и действий, узнавание предметов. С помощью нейропсихологической диагностики в остром периоде инсульта важно выявить конкретные нарушения, понять, какие механизмы сломались. На основе этого формируется индивидуальный план реабилитации пациента, выделяются этапы, цели и задачи с учетом нарушенных и сохранных звеньев высших психических функций. Таким образом, медицинский психолог осуществляет диагностику, проводит психотерапию и восстановительное обучение при локальных поражениях головного мозга.
Как проходит восстановительное обучение?
Программа индивидуального восстановительного обучения формируется на основе результатов диагностики. К примеру, у человека нарушилось мышление из-за инсульта в лобной доле мозга. Мышление – процесс интегративный, системный. Оно определяет логику и целенаправленность поведения человека. Как следствие, у человека возникают поведенческие расстройства, нарушается программирование, регуляция, контроль за собственной деятельностью. Наша с пациентом задача – выстроить этот алгоритм действий заново, что именно и в какой последовательности нужно делать в повседневной жизни.
Во время занятий пациент выполняет задания для активизации не пораженных инсультом зон головного мозга, которые частично берут на себя утраченные функции. По сути, мы строим обходной путь, «новую дорогу» для формирования нейронных связей.
Занятия по восстановительному обучению проходят индивидуально в кабинете медицинского психолога. В случае, если больной не может самостоятельно передвигаться, занятия проходят прямо в палате. Мы стремимся не упустить время и начать заниматься как можно раньше, чтобы было больше шансов на восстановление.
Важно сделать так, чтобы после тяжелого инсульта пациент смог вернуться в свою обычную среду, обслуживать себя. Обучение строится, прежде всего, на восстановлении бытовых навыков. К примеру, у больного с апраксией, то есть с нарушением движений и действий, вызывает трудности даже процесс одевания. Наша задача – научить пациента ориентироваться в пространстве таким образом, чтобы он мог самостоятельно одеться, обуться, взять предметы, манипулировать этими предметами.
Есть примеры, когда даже после тяжелых поражений мозга люди не только возвращались к обычной жизни, но и в профессию. Они занимались, выполняли рекомендации медицинских психологов, логопедов, врачей ЛФК, неврологов. Усилиями всей мультидисциплинарной команды специалистов пациенты идут к восстановлению. И путь это непростой.
Какие советы можно дать больному и его родственникам?
- Помощь родственников очень важна в процессе реабилитации. После выписки пациент возвращается домой и остается один на один с переживаниями, связанными с болезнью. В стационаре с ним постоянно занимались, беседовали, и это нивелировало тревогу и депрессивные состояния. А дома он остается один на один с собой. Родственникам очень важно в этот период поддерживать близкого человека, разговаривать ним и помогать восстанавливаться.
- Нужно время, чтобы сформировалась ситуация принятия болезни, нового состояния. Реабилитация после инсульта, особенно для активного, работающего человека – это колоссальная перестройка всех функций, эмоциональной, познавательной и поведенческой сфер, чтобы приспособиться жить в новых условиях. Не у всех это получается. И когда не получается – развивается депрессивная реакция. Это происходит уже дома, через 2-3 месяца после инсульта.
- Обычно пациенты задают себе планку – «через месяц сяду за руль, через два – вернусь в спорт». Но это происходит не так быстро, как хочется. И тогда наступает разочарование: «Я задал себе темп, но ожидания не оправдались». В этом кроется риск развития депрессивных расстройств. Важно ставить себе адекватные цели и отмечать свои собственные успехи. И родственники тоже должны фиксировать внимание больного на том, что он уже научился делать после инсульта. Неделю назад не мог – а теперь может: держать ложку, пройти по коридору. Это реальная поддержка.
- Важно не сравнивать состояние пациента с другими людьми, тоже пережившими инсульт. У каждого своя ситуация, свой реабилитационный потенциал. Нужно подчеркивать успехи и достижения в восстановительном обучении конкретного пациента, без сравнения с родственниками, знакомыми, перенесшими сходное заболевание.
- По возможности нужно вовлекать больного в семейные дела – участвовать в обсуждении домашних дел, в разговоре, просить делать что-то посильное в быту. Это дает возможность человеку чувствовать себя включенным в семейную жизнь, по-прежнему ощущать себя частью семьи и быть нужным.
- Очень важно держать связь с врачами-реабилитологами, с поликлиникой. Это необходимо для того, чтобы оценивать состояние пациента в динамике, определять, какие функции у человека уже восстановились, корректировать программу восстановительного обучения. Если реабилитацию прервать, то функции либо останутся на том же уровне, либо начнут регрессировать. Такое происходит из-за того, что навык не автоматизировался, и функция не восстановилась в полном объеме. Насколько успешно и правильно идет процесс реабилитации после инсульта может определить только специалист. Для восстановления высших психических функций нужна в первую очередь мотивация пациента, время и терпение.
Берегите себя, своих близких и будьте здоровы!